Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

обрезание господне

Толковый словарь

ср.

Христианский проздник в память исполнения древнего закона по иудейскому образцу на 8-ой день над богомладенцем с наречением ему имени Иисуса - Спасителя (отмечающийся 1 января - по старому стилю или 8 января - по новому).

Энциклопедический словарь

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - ОБРЕ́ЗАНИЕ Господне, великий (не двунадесятый) праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) Православной Церкви, празднуется 1(14) января. В Католической Церкви после начала 1970-х гг. не входит в общий календарь. Обрезание со времен Авраама (см. АВРААМ) совершалось у иудеев над восьмидневными младенцами мужского пола и служило знамением вступления в Завет с Богом ( Бытие 17:14; Левит 12:2-3). При обрезании младенцу давалось имя. Иисус Христос, происшедший во плоти из племени Авраама, был также обрезан в восьмой день по Своем рождении и назван Иисусом - именем, предвозвещенным Деве Марии архангелом Гавриилом ( Лука 1:31; 2:21). Таким образом, Обрезание Господне - это также праздник наречения Господу имени Иисус. Празднованием Обрезания Церковь утверждает веру в то, что Иисус Христос был Богочеловеком и принял не мнимое и призрачное, а истинное тело человека.

Начало праздника относится к первым векам христианства. До нас дошли поучения Отцов Церкви 4 в. на этот праздник - Амфилохия Иконийского, Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ), Амвросия Медиоланского и др. От 5 в. сохранилась беседа на день Обрезания Максима, епископа Туринского. В 4 в. с празднованием Обрезания было соединено празднование Василию Великому (см. ВАСИЛИЙ Великий), поэтому в этот день совершается Литургия Василия Великого. (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) Канон Обрезанию написан в 8 в. Стефаном Савваитом. Праздник продолжается один день и служит одновременно заключением праздника Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).

Гуманитарный словарь

ОБРЕЗА́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - христ. праздник, посв. воспоминанию обрезания Иисуса Христа и наречению ему имени. "По наступлении дня восьмого, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" (Лк 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Св. Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет. "Если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе" (Толковая Библия. Т. 9. С. 137-138). Св. Епифаний Кипрский (ум. 403), полемизируя с еретиками-гностиками, указывал, что "Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время..., обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]".

Праздник О. Г., входящий в цикл рождественских праздников, впервые упоминается в источниках 2-й пол. 4 в. и совершается в 8-й день от Рождества - 1 (14) янв. (в зависимости от календ. стиля). До 14 в. он входил на Востоке в число важнейших "владычных праздников" (позднее названных "двунадесятыми"), наряду с Пасхой, Рождеством и др. В списке двенадцати праздников Никифора Каллиста (1-я пол. 14 в.) его заменяет Успение Девы, первый собственно богородичный двунадесятый праздник. В совр. рус. православном церк. календаре О. Г. имеет статус "великого" праздника и совп. с памятью Василия Великого. В рим. церкви день О. Г. является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 по предложению Богословского ф-та Сорбонны) и "Октавой" Рождества Христова (отдание Рождества).

Лит.: Богословский М. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и принесение Его во Храм (Лука 2:21-40) // Правосл. Собеседник. 1892. № 9. С. 3-35; Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Париж, [1946]. С. 158-162.

Полезные сервисы